 |
Возведена на средства купца К. М. Матвеева. Разрешение на строительство новой церкви с приделом взамен старой, в которой за теснотой уже не служили, а служили в трапезной, было получено им в 1762 г. В мае 1770 г. Матвеев доносил, что "церковь каменным обширньм строением и внутри иконостасами совсем окончена". Последний из престолов церкви был освящен в мае 1774 г. Имя зодчего неизвестно. По мнению В. С. Попова, любезно предоставившего эти сведения, церковь Климента ближе всего к работам К. И. Бланка, особенно к несохранившейся его церкви Бориса и Глеба у Арбатских ворот, строившейся на средства Бестужевых-Рюминых по поданному в 1763 г. прошению вернувшегося из ссылки бывшего канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. По обработке фасадов это типичный памятник барочной архитектуры, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной. Мощное пятиглавие храма хорошо скомпоновано и, выполненное также в принципах барокко (раскреповки антаблемента над сдвоенными колоннами световых барабанов, продолжающие их гурты куполов, контраст крупных глав и венчающих их главок и т.д.), органично сочетается с основным массивом здания, стены которого, не имеющие алтарных выступов, обрамлены теми же коринфскими колоннами с раскрепованным антаблементом, что и барабаны. Ризалиты фасадов, при помощи которых достигнута крестчатость плана, украшены двухколонными портиками с лучковыми фронтонами; выступы нижнего этажа обработаны рустом. Ордерная декорация фасадов не только усиливает пластическую выразительность стен, но своей легкостью и изяществом подчеркивает мощь основных форм и объемов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Внутри хорошо сохранился грандиозный иконостас, изобилующий деревянной скульптурой. Колокольня и трапезная (1756-1758), соединенные с храмом по традиционной схеме "кораблем", плохо с ним согласуются, так как были выстроены А. П. Балашовым для ранее стоявшей здесь небольшой каменной церкви.
Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.493
Бланк Карл Иванович
|
|