 |
Автор: Зарудный И.П. (?)
По преданию, церковь сооружена на вклад Петра I и по его распоряжению, с использованием его чертежа. Сходство ряда деталей церкви (полукруглые фронтонные завершения посередине карниза, пилястры на ребрах восьмерика, волюты, балконы с балюстрадами, обрамления порталов) с деталями Меншиковой башни, а также высокие художественные достоинства памятника позволяют ученым приписывать его И. П. Зарудному. Церковь Ивана Воина принадлежит к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры в Москве. В изменениях, которые претерпел здесь традиционный тип храма "восьмерик на четверике", сказывается стремление к более пластической и мягкой трактовке форм, к их слиянию, то есть идет процесс кристаллизации принципов барокко. Первый "восьмерик", стоящий на четверике, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод (переход к нему осуществлен при помощи тромпов); второй восьмерик, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом; полукружия карнизов, люкарны, балюстрады, волюты "размывают" границы ярусных членений. При этом наметившееся здесь стремление к выделению фасадов вступает в противоречие с традиционной объемностью масс центрического древнерусского храма. Тот же переходный характер отличает и наружное декоративное убранство памятника: традиционные детали "московского барокко" сочетаются в
нем с новыми мотивами, утвердившимися в московском зодчестве в первой четверти XVIII в. под воздействием европейского барокко. Внутри храма создается единое обширное внутреннее пространство. В западной части церкви изначально существовали хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью, исполненной в 1779 1785гг. художником Гавриилом Доможировым. Архитектуру Ивана Воина высоко ценил В. И. Баженов. По его проекту в 1785-1791 гг. был изготовлен четырехъярусный иконостас и надпрестольная сень на шести колоннах. В 1860х гг. по распоряжению митрополита Филарета Дроздова иконостас был разобран и заменен новым, не представляющим художественной ценности. В 1928 г. вместо него был установлен иконостас, одновременный храму (1708), перенесенный из церкви Трех святителей у Красных ворот. Ограда храма с красивой кованой решеткой относится к 1754-1758 гг. (в 1985г., в связи с расширением улицы, часть ограды была разобрана и затем установлена на новом месте).
Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.491
|
|