МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь всех Святых "на Кулишках"
Дата создания: 30-е годы XVII века


Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Михайловский дворец
Здание Сената и Синода
Церковь Богоматери "Всех скорбящих радость"
Большой Кремлевский дворец
Малый Аванзал Зимнего дворца

Созданные в то же время
Церковь всех Святых "на Кулишках"

В том же жанре
Успенский собор Елецкого монастыря
Собор Софии в Киеве
Борисоглебский собор в Чернигове
Церковь Петра и Павла в Смоленске
Церковь Пантелеймона в Галиче


Произведение
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Персоналия
Ефремов Олег Николаевич
Ефремов Олег Николаевич


Церковь всех Святых
Церковь всех Святых "на Кулишках"


   Изначально это был почти квадратный в плане, бесстолпный, одноапсидный, двухъярусный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереей. В XVII в. к южной стене храма пристроили Никольскую церковь с приделом Наума и трапезной, разобрав в этом месте верхний ярус галереи, а к северо-западному участку галереи, рядом с крыльцом четырехъярусную колокольню. Тогда же, видимо, были переложены своды четверика и изменено его завершение, в результате чего появился мощный антаблемент с рядом декоративных кокошников, четырехскатная кровля и главка на высоком барабане с кокошниками у его основания, перекликающаяся с главкой колокольни. Центральные окна четверика получили пышные наличники. При восстановлении храма после пожара 1737 г. галереи были заложены и между столпами в них сделаны окна. Примечательной частью храма является его довольно низкая полукруглая апсида во всю ширину восточной стены четверика, сохранившая свой изначальный декор. Обращает внимание пояс тонко профилированных, "перекрытых" арками ниш, чередующихся с филенчатыми пилястрами, подобными тем, что украшают фасады основного объема храма (в ниши заключены и оконные проемы алтаря и ложные окна глухих участков стены). Этот декоративный мотив позволил обработать в едином ключе фасад полуцилиндра апсиды при неравномерном расположении ее окон. Апсида была крыта черепицей. Колокольня, образованная четвериком и двумя почти равновеликими восьмериками (верхний сквозной ярус звона), разделенными только узкой полосой прямого, украшенного кирпичным декором карниза и оформленными по граням трехчетвертными колонками, завершена не шатром, а главкой на высоком барабане один из ранних примеров подобного завершения колокольни.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.482



Церковь Троицы "в Никитниках"





 



  (c) портал "Культура России"