МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Дата создания: Третья четверть XVII века


Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Исаакиевский собор
Дворец на Елагином острове
Здание Генштаба
Михайловский дворец
Здание Сената и Синода

Созданные в то же время
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Церковь Георгия в Ендове
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря
Зерцальный доспех
Церковь Николы Мокрого в Ярославле

В том же жанре
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Петропавловская крепость
Петровские ворота
Ансамбль стрелки Васильевского острова


Произведение
Фрески церкви Успения на Волотовом поле
Фрески церкви Успения на Волотовом поле


Персоналия
Быстрицкая Элина Авраамовна
Быстрицкая Элина Авраамовна


Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле


   Один из характерных и наиболее совершенных памятников второго периода ярославского зодчества — ансамбль в ремесленной слободе Коровники, расположенный на правом берегу Волги. Его хорошо видно с высокого мыса Стрелки.
    Ансамбль в Коровниках сложился не сразу. Первым был сооружен храм Иоанна Златоуста (1649—1654). В 1669 году южнее его была построена зимняя церковь Владимирской Богоматери. Позднее, уже в 80х годах, возведена высокая колокольня, а вслед за нею — ограда со Святыми воротами.
    Так к
концу XVII столетия сложился этот удивительный ансамбль, который, несмотря на разновременность построек, поставленных, видимо, различными зодчими, представляет собой единый по художественному замыслу организм. Причину цельности ансамбля нужно искать, очевидно, в сохранении единого эстетического принципа, существовавшего в Ярославле на протяжении всего "золотого века". Этот принцип был настолько силен, что подчинял себе различные тенденции, в том числе и идущие от господствовавшей тогда московской школы.
    Мы рассмотрим ансамбль в Коровниках в уже окончательно сложившемся виде. Весь комплекс построек обрамляет невысокая ограда. Ее ярусные Святые ворота обращены на Волгу. На одной оси с ними в глубине участка возвышается стройная шатровая колокольня тридцатисемиметровой высоты, так называемая "Ярославская свеча". Она является центром ансамбля. По сторонам от колокольни расположены церкви Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери.
    Храм Иоанна Златоуста, сооруженный на средства купеческой семьи Неждановских, позднее перестраивался и заново отделывался, но основная архитектурно-художественная идея, заложенная первым зодчим, оставшимся неизвестным, не нарушалась его преемниками, а, напротив, развивалась. Так сложился окончательный облик церкви — результат коллективного творчества ярославских зодчих, мастеров-каменщиков и изографов.
    В архитектуре этого здания новые тенденции органично сочетаются с исконными ярославскими традициями. Симметрия плана объемов, пришедшая на смену полной свободе пространственной и планировочной композиции, использована зодчим для создания необычайной цельности и выразительности силуэта главного храма. Последний производит впечатление весьма монументального, благодаря значительным размерам глав и преобладанию высоты пятиглавия над основным кубом. Высокие шатры башнеобразных приделов, образованных восточными оконечностями окружающей храм с трех сторон крытой паперти, придают вертикальную устремленность всей массе храма.
    Первоначально три входа в храм находились непосредственно у южной, западной и северной папертей. Очевидно, тогда монолитность общего объема была выражена еще сильнее. Позднее, при сооружении зимней церкви Владимирской Богоматери и колокольни, стало необходимым зрительно связать храм Иоанна Златоуста с этими новыми зданиями. Видимо, это продиктовало решение отодвинуть входы от храма, соединив их с папертями низкими крытыми переходами. У начала переходов в 80х годах XVII века были поставлены крыльца, увенчанные высокими островерхими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными резными висячими гирьками.
    Склонность ярославцев к выявлению живописной пластичности архитектурных объемов, к сопоставлению разновеликих и разнообразных по характеру элементов сказалась и в этом ансамбле. В этом отношении особенно выразительна восточная сторона храма, обращенная к Волге. К трем апсидам алтарной части примыкают более низкие и крутые по профилю маленькие апсиды приделов. Центральное окно алтаря обрамлено единственным в своем роде огромным изразцовым наличником размером 5 на 2 метра. Многочисленные декоративные детали фасадов (пояски, ширинки, фризы и т. п.) из фигурного кирпича и цветных изразцов отличаются великолепной прорисовкой. Безграничность художественной фантазии безвестных русских мастеров проявилась в отделке этого храма особенно ярко. Так, например, девять окон паперти украшены затейливыми наличниками, причем рисунок каждого из них индивидуален.
    Внутри храм высок и просторен. Из четырех традиционных столбов-опор два (восточные) слиты с восточной стеной. Алтарь, отделенный от помещения для молящихся высоким иконостасом, утратил замкнутость каждой из своих традиционных частей — собственно алтаря, жертвенника и дьяконника. Проемы между ними настолько широки, что создается впечатление единства всего помещения в целом.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.51



Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Михаила Архангела в Ярославле





 



  (c) портал "Культура России"