МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Шестоднев
Дата создания: Первая четверть XVI века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Св. Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Дмитрий Солунский
Ветхозаветная Троица
Илья пророк

Созданные в то же время
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Распятие
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием

Того же типа
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря
Огненное восхождение пророка Илии
Иоанн Предтеча из Деисуса

В том же жанре
Богоматрь Одигитрия
Борис и Глеб с житием
Борис и Глеб
Борис и Глеб на конях
Спас


Произведение
Баллада о солдате
Баллада о солдате


Персоналия
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов Алексей Гаврилович


Автор: Круг Дионисия


   Ближайшему последователю Дионисия принадлежит известная икона Третьяковской галереи — так называемый "Шестоднев". Его сложная композиция возникла под прямым воздействием "Шестоднева" Кирилла Философа, представляющего назидательные поучения на шесть дней недели. Верхнее левое клеймо с изображением сошествия во ад символизирует всю неделю, размещенный рядом "Собор архангелов" относится к понедельнику, следующие далее композиции связываются со вторником ("Крещение"), средой ("Благовещение"), четвергом ("Омовение ног"), пятницей ("Распятие") и субботой всех святых (десять закругленных кверху клейм с изображением блаженных, апостолов, преподобных, святителей, пророков, врачей-безмездников, преподобных жен, мучеников и мучениц). В центре дана фигура Еммануила во славе, окруженного Богоматерью, Иоанном Предтечей и собором архангелов. Эта дробная композиция, казалось бы не поддающаяся объединению, увязывается в единое целое с помощью красок, среди которых доминирует чистый белый цвет. В сочетании с кораллово-розовыми, бледно-фисташковыми и соломенно-желтыми тонами он проходит лейтмотивом через всю колористическую гамму, легкую и воздушную.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.40



Дионисий





 



  (c) портал "Культура России"