МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Надвратная сень с изображением евхаристии
Дата создания: Первая половина XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Царевна-Лебедь
Автопортрет
Заморские гости
Портрет Мики Морозова
Княгиня на тюремной башне. Иллюстрация к русской народной сказке "Белая уточка"

Созданные в то же время
Троица
Иоанн Предтеча из Николо-Пешношского монастыря
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Илья пророк

Того же типа
Св. Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Дмитрий Солунский
Ветхозаветная Троица
Илья пророк
Успение со святыми Владимиром, Борисом и Глебом

В том же жанре
Св. Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Дмитрий Солунский
Ветхозаветная Троица
Илья пророк
Успение со святыми Владимиром, Борисом и Глебом


Произведение
Митрополит Алексий
Митрополит Алексий


Персоналия
Федотова Гликерия Николаевна
Федотова Гликерия Николаевна



   К пользовавшемуся большой известностью троицкому иконостасу восходит и другая икона в Третьяковской галерее — надвратная сень с изображением евхаристии. Эта сцена, разбитая в праздничном ряду на два отдельных эпизода и скомпонованная по вертикали в соответствии с форматом праздничных икон, на сени получила иное оформление: оба эпизода оказались вплотную придвинутыми друг к другу и развернутыми не столько ввысь, сколько вширь. Но основные элементы композиции полностью сохранились и в этом новом варианте. Архитектурные кулисы слева подчеркивают движение апостолов к Христу, колонна с постаментом в центре так повернута, чтобы оттенить наклон Христа к подходящим к нему ученикам. Престол размещен не под киворием, а перед ним. Такое пространственное смещение позволило художнику отделить фигуру Христа от апостолов, но в то же время не отодвигать ее слишком вглубь, чтобы она не утратила значение главного действующего лица. Подходящие к Христу апостолы робко жмутся друг к другу. Петр, преисполненный чувств, припал к руке Христа. В этой группе есть неподражаемый оттенок простодушия. По-видимому, художник претворил здесь живые впечатления от деревенской церковной службы, когда он имел возможность наблюдать подходящих к причастию крестьян.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Рублев Андрей





 



  (c) портал "Культура России"