|
Исторический живописец и портретист. Сын художника, общественного деятеля и офицера Швейцарской республики, который в 1807 году переселился с семьей в Россию и стал преподавателем Царскосельского лицея. В десятилетнем возрасте Федор Бруни поступил в Академию художеств, учился у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1818 году он успешно закончил Академию и отправился в Рим. Здесь Бруни сблизился с кружком Зинаиды Волконской, посещал дом дипломата и любителя искусств Г. И. Гагарина, тесно общался с многими русскими художниками. Темы его произведений — античные и библейские сюжеты, а также портреты. Заказанная князем Барятинским картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824, ГРМ) была выставлена в Капитолии и имела успех. По поручению Академии Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок, написал несколько произведений на темы античной мифологии: "Пробуждение граций" (1827, ГТГ), "Вакханка и Амур" (1828, ГРМ) и др. В 1836 году Бруни вернулся в Петербург и получил звание профессора Академии художеств. В Петербурге он выполнял много церковных заказов, в частности для Казанского собора. Бруни — автор уникального натурного рисунка "Пушкин в гробу" (Институт русской литературы АН СССР, Ленинград), размноженного им затем в литографии. В 1838 году художник снова отправился в Италию для работы над задуманной им картиной "Медный змий" (1841, ГРМ). В этом произведении обнаружилось большое профессиональное мастерство художника, безупречное владение рисунком, пластикой человеческого тела сложными ракурсами. Однако идея картины (гибель людей в наказание за непослушание богу) достаточно реакционна, а живописное построение — традиционно условно. В 1840—1850-е годы Бруни занимался росписями петербургских зданий, прежде всего Исаакиевского собора,
для которого разработал двадцать пять композиций. Писал он также портреты, по-прежнему интересовался античной тематикой. Деятельность Бруни не ограничивалась творчеством. Он возглавлял отделение в Эрмитаже, много сил положив на пополнение его коллекций, организовывал мозаичную студию при Академии художеств.
Русская живопись первой половины XIX века. Шумова М.Н. М. Искусство.1978. Стр. 138
|