|
П.А.Каратыгин - русский драматург, актёр, педагог. Родился в Петербурге. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны, брат Василия Андреевича Каратыгиных. Окончив Петербургское театральное, училище (1821), Каратыгин в течение всей жизни играл на сцене Александрийского театра. Исполнял преимущественно комедийные и водевильные роли: Загорецкий "Горе от ума"), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Фон Фонк ("Холостяк" Тургенева). Играл в собственных водевилях — Сен-Феликс ("Чудак-покойник, или Таинственный ящик"), Клейстер ("Булочная") и много др. Как актёр, по отзыву Белинского, Каратыгин имел "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"
В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей (написал 73 пьесы, в т. ч. 46 водевилей; первый — "Знакомые незнакомцы", 1830). Наибольший успех имели: "Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь" (1834), "Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру" (1838), "Ложа 1го яруса на последний дебют Тальони" (1838), "Чудак-покойник, или Таинственный ящик" (1841), "Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845) и др. Большинство водевилей Каратыгина — переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей. Пьесы Каратыгина отличаются занимательностью, живым, остроумным диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петербургские нравы. Их героями являются преимущественно мелкие чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты, крепостные крестьяне. В водевиле "Дом на Петербургской стороне..." Каратыгин. изображает благородного бедняка-чиновника, который мстит домовладельцу за издёвки над такими же бедняками, как он. Чиновничий быт метко изображён в очень популярном водевиле Каратыгин "Вицмундир". Сатиру на разоряющееся дворянство представляет водевиль "Дон Ранудо ди Калибрадос, или Что за честь, коли нечего есть" (1833). Беспринципных критиков Каратыгин вывел в "Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) Каратыгин говорит о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы Каратыгин не поднимаются до обличении политики самодержавия. Ограниченность взглядов Каратыгина особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа" (1847), который в сущности был направлен против реализма в русской литретатуре. Драматургическую деятельность Каратыгин продолжал до конца жизни (последнюю комедию "Козёл отпущения" написал в 1878). Каратыгин — автор "Записок", в которых нашли отражение события театр, жизни. Каратыгин вёл педагогическую работу в Петербургском театральном училище (1832—38).
Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.1113
|