|
Баталов — русский советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1933). В 1916 начал работать в МХТ. В 1916—24 был одновременно актёром 2-й студии МХТ. Первая роль Баталова— Петя ("Зелёное кольцо" Гиппиус, 1916); сыграл во 2-й студии роль Франца Мора. В 1927 Б. исполнил в МХТ свою первую большую роль — Фигаро. Сыгранный живо, темпераментно, с подлинным комедийным блеском и лёгкостью, Фигаро в исполнении Баталова был человеком из народа, отстаивавшим своё право на счастье. Огромное сценич. обаяние Баталова, присущие ему оптимизм, острое чувство современности, искренность, природный юмор, темперамент особенно ярко проявились в роли простого русского парня Васьки Окорока ("Бронепоезд 1469", 1927),—"Горячий, буйный, веселый образ создает Баталов",—писал А. В. Луначарский ("Вечерняя Москва", 26 февраля 1927). Большой мастер внутреннего перевоплощения, Баталов в 1929 создал глубоко сатирический образ анархиста-мародёра матроса Рубцова ("Блокада" Вс. Иванова). Среди ролей Б.: Луп Клешнин ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого), Медведев ("На дне"), Лопахин ("Вишнёвый сад"). Последняя работа Баталова в театре — роль Собакевича ("Мёртвые души" по Гоголю, 1933). Баталов много снимался в кино (с 1923); в созданных им образах Павла Власова ("Мать", 1926), начальника трудовой коммуны Сергеева ("Путёвка в жизнь", 1931), вошедших в историю советского киноискусства, с большой силой звучала тема человека, строящего новый мир, новое общество.
Мокульский С.С., ред. Театральная энциклопедия. Т.1. М., 1962. С.457
|