МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Вдовушка
Дата создания: 1850г. - 1851г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Портрет З.А. Волконской
Гумно
Явление Христа народу
Новый Рим. Замок Св. Ангела
Портрет А. С. Пушкина

Того же типа
Пан
Переход Суворова через Альпы
Дети
Стога. Сумерки
Царевна-Лебедь

В том же жанре
Дети
Стога. Сумерки
Царевна-Лебедь
Заморские гости
Портрет Мики Морозова


Произведение
Собор Софии в Новгороде
Собор Софии в Новгороде


Персоналия
Кипренский Орест Адамович
Кипренский Орест Адамович


Автор: Федотов П.А.


   Между началом профессиональной работы Федотова в искусстве в 1844 году и датой его смерти в 1852 году пролегает короткий, едва восьмилетний срок. В этом кратком периоде замкнут весь путь развития замечательного мастера. Его "поздние" картины отделены от "ранних" лишь тремя-четырьмя годами. Но несмотря на ничтожную разницу во времени, работы последних лет не только возвышаются по уровню достигнутого мастерства над всем остальным федотовским наследием, но и свидетельствуют в значительной степени о пересмотре художником всей своей творческой системы, о смелом выдвижении им ряда новых идейных принципов и художественных проблем.
    Смелый полет мысли и воображения, о котором говорят все биографы, и необычайная способность к труду характерны для всего творчества Федотова. Чем ближе склонялась к концу жизнь художника, тем быстрее сменяли друг друга периоды его творческого развития, тем разнообразнее и сложнее становилась сущность его исканий, или, пользуясь выражением самого Федотова, "художественных углублений". Три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим и, едва успев воплотиться в рисунке или эскизе, уступали место новым сюжетам, раскрывающим все новые и новые стороны действительности. Если бы Федотов успел довести до конца все начатое, мы владели бы грандиозной художественной летописью быта и нравов его времени; но и того, что ему удалось завершить, с избытком достаточно, чтобы признать Федотова одним из самых глубоких и тонких изобразителей русской жизни.
   
    К числу лучших произведений "позднего" Федотова принадлежит картина "Вдовушка".
    В отличие от его более ранних картин с их многофигурной композицией и сложными сюжетами "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия.
    В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости.
    Этим, казалось бы, исчерпывается сюжет картины. Но, как всегда у Федотова, вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины.
    На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире — покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее — она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней.
    Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Но в сравнении с более ранними произведениями "Вдовушка" раскрывает ряд существенно новых особенностей творчества Федотова.
    Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства. Острота социальной характеристики уже не исчерпывает здесь задачу художника. Он становится внимательным и проникновенным психологом. Повесть, рассказанная вещами, служит лишь пояснением к той подлинной и глубоко человечной трагедии, которая воплощена в сюжете картины и в самом образе вдовушки. Главная цель художника состоит в раскрытии душевных переживаний, внутреннего мира изображенной им женщины.
    Эта задача определяет собою весь эмоциональный строй картины и подчиняет себе совокупность приемов ее художественного решения. Фигура вдовушки выдвинута на первый план, освещена ровным, дневным светом и сразу сосредоточивает на себе внимание зрителей. Дальний угол комнаты погружен в полумрак; среди густых теней слабо теплится пламя свечки, и колеблющийся двойной свет смягчает контуры предметов и переходы цвета. В колорите и в эффектах двойного освещения есть та тревожная напряженность, которая так удивительно соответствует душевному состоянию вдовушки.
    Федотов работал над картиной упорно и долго. "Про "Вдовушку", выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: "Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года". Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью", — записал он в своем дневнике. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания "Сватовства майора", — Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры. Только опыт художника сделался разнообразнее и шире, мастерство стало еще более совершенным, обострилась способность к обобщению.
    "Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах. Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки. В первых вариантах она еще близка к образу невесты из "Сватовства майора". Правда, во "Вдовушке" с самого начала отсутствует элемент сатиры, но первые воплощения ее образа еще носят характер житейской обыденности и непосредственного копирования натуры. В окончательном варианте образ совершенно переработан. Федотов делает фигуру стройнее и выше, заостряет линии ее силуэта и придает всему ее облику отпечаток одухотворенной и возвышенной красоты. Подобно тому как герои его сатирических картин вызывают ассоциацию с персонажами пьес Островского, "Вдовушка" своим проникновенным лиризмом и утонченной простотой напоминает женские образы, созданные Пушкиным.
    Биографы Федотова не раз обращали внимание на одну загадочную подробность этой картины: изображение покойного мужа вдовушки представляет собою не что иное, как автопортрет самого художника.
    Смысл этой странной шутки был бы непонятен, если бы она не повторялась у Федотова неоднократно. Автопортреты встречаются в значительном числе его картин и сепий и в бесчисленных рисунках. Федотов как бы сливал свою жизнь с жизнью своих героев и примеривал к самому себе их судьбу, подчеркивая свою близость к тем людям, которых изображал.
   
   
    Почти одновременно со "Вдовушкой", в те же 1850—1852 годы, Федотов написал две замечательные картины — "Анкор, еще анкор" и "Игроки". Юмор Федотова приобретает здесь новое качество — он становится страшным, пугающим. Обе картины посвящены, в сущности, одной теме: они повествуют о том чудовищном душевном опустошении, которое внес в русскую жизнь николаевский режим. Такой силы социального обличения не достигала ни одна из ранних работ Федотова. Приговор вынесен здесь уже не отдельным плутоватым майорам или тщеславным чиновникам, а всему социальному строю, всей уродливой, беспросветной действительности, которая вызывала гнев и презрение художника. Свое сочувствие он безраздельно отдавал тем, в ком, как во "Вдовушке", видел ее жертву.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.143



Федотов Павел Андреевич




 



  (c) портал "Культура России"