МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Георгия в Ендове
Дата создания: 1653г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле
Колокольня Ивана Великого

Созданные в то же время
Церковь Георгия в Ендове

В том же жанре
Церковь Вознесения в Коломенском
Храм Василия Блаженного
Успенский собор во Владимире
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Церковь Николы Надеина в Ярославле


Произведение
Манеж
Манеж


Персоналия
Пастернак Борис Леонидович
Пастернак Борис Леонидович


Церковь Георгия в Ендове
Церковь Георгия в Ендове


    Главный престол был освящен во имя Рождества Богоматери. Боковые абсиды изначально предназначались для устройства приделов, имевших отдельные входы с улицы, что вызвало значительное разрастание восточной части церкви (она стала шире основного четверика храма). В конце XVII в. Никольский придел перенесли в трапезную, чем была обусловлена асимметричная постановка столба в ее интерьере. Поперечно ориентированный небольшой четверик основного храма несет пять глав, из которых световой является только центральная. Сомкнутый свод снаружи декорирован килевидными кокошниками, образующими упругий и энергичный силуэт верха постройки (здесь введены дополнительные миниатюрные кокошнички между первым и вторым основными рядами, а на углах кокошники второго ряда поставлены диагонально и закрывают постаменты боковых глав). Примечателен богатый карниз по верху стен и разнообразные, не повторяющие друг друга наличники с многолопасгными, ромбовидными или коронообразными навершиями. Дыньки, балясины, белокаменные розетки дополняют убор церкви, являющейся одним из прекрасных образцов "узорочья" середины XVII в. Красный цвет стен, белый декор и зеленая черепица покрытия глав завершают художественный образ храма. Декор трапезной с разорванными фронтонами и похожими на елочки пирамидками, хотя и свидетельствует о более позднем происхождении этого объема, неплохо сочетается с основной частью. Вошла в ансамбль и колокольня, несмотря на ее сугубо классический облик (пожалуй, только "готические" стрельчатые проемы и ниши в верхнем ярусе могут свидетельствовать о желании придать ей старинный вид). Ограда церкви с прекрасной (несохранившейся) решеткой растительного рисунка относится к 1760-м годам. К ее воротам примыкает двухэтажное здание для богадельни, духовного училища и квартир причта.
   

Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве. М., 1996






 



  (c) портал "Культура России"