МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Спаса на Берестове
Дата создания: XI век н.э.


Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Троицкий собор в Пскове
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Василия на Горке в Пскове

Созданные в то же время
Богоматерь Оранта
Церковь Спаса на Берестове
Собор Софии в Новгороде
Георгий
Успенский собор Елецкого монастыря

В том же жанре
Церковь Филиппа митрополита
Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Большого Вознесения на Никитской
Никольский Морской собор
Казанский собор


Произведение
Царская невеста
Царская невеста


Персоналия
Павлова Анна Павловна
Павлова Анна Павловна


Церковь Спаса на Берестове. Киев
Церковь Спаса на Берестове. Киев


   ХРАМ СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ (между 1113-1125) трехнефный, трехапсидный (в плане 30 х 20 м без притворов), с четырьмя крещатыми опорными столбами, несущими главу и систему сводов. Он имел нартекс, выступающий на северном и южном фасадах небольшими ризалитами, что было вызвано устройством с южной стороны лестницы для входа на хоры, а с северной - крещальни. На южном, северном и западном фасадах храма расположены притворы, равные по ширине главным продольному и поперечному нефам. Во время татаро-монгольского нашествия здание было разрушено, а уцелевший первый ярус нартекса в XIII-XVI вв. служил часовней. В 1642-1643 к сохранившемуся нартексу (его высота до зенита свода в интерьере 10 м) с востока была пристроена удлиненная граненая апсида, а с запада - деревянный рубленый притвор-бабинец, и таким образом храм получил крестовый план; он был завершен тремя барочными верхами. В 1644г. его интерьер был расписан киевскими и афонскими мастерами. В 1713-1714 гг. вместо деревянного бабиица возвели каменный, а позже, в конце xviiib., соорудили еще два нартекса, после чего храм стал пятикупольным. В 1970г. под росписями XVII в. были открыты " фрески ХПв. [100]. Для их композиций характерны естественность поз персонажей, живое движение, разнообразные повороты голов, правдивость в передаче отдельных подробностей. Исполнены они свободно. Энергичное письмо подчинено главной задаче - выявить форму как единое целое. Мастера, расписавшие храм Спаса на Берестове, открывали новые пути развития искусства. В росписях XVII в. причудливо соединены традиционные формы византийского искусства и реалистические черты, навеянные искусством европейского Возрождения, ярким примером чего может служить " портрет Петра Могилы.
   

Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. М., 1982






 



  (c) портал "Культура России"