МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Василия на Горке в Пскове
Дата создания: 1413г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Здание биржи
Здание Горного института
Адмиралтейство
Александринский театр
Театральная улица

Созданные в то же время
Церковь Василия на Горке в Пскове

В том же жанре
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"
Церковь Георгия в Ендове
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Троицы в Останкино


Произведение
Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино


Персоналия
Доронина Татьяна Васильевна
Доронина Татьяна Васильевна


Церковь Василия на Горке в Пскове
Церковь Василия на Горке в Пскове


   Церковь служит прекрасным примером для характеристики творчества псковских мастеров. Этот обычный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с закомарами на фасадах и асимметричными приделами еще проникнут духом старых традиций. Его приподнятые подпружные арки, не выявленные в композиционной структуре фасадов, усиливают свободу внутреннего пространства.
    В псковской архитектуре было выработано несколько вариантов подобного рода храмов. Отесанные углы столбов свидетельствуют, что при компактности объемов и скромных размерах внутреннего пространства зодчие стремились сделать их более свободными
и вместительными.
    Особую заботу псковские мастера проявляли по отношению к "звучности" церквей, к их акустическим качествам. Для этого в кладку верхних частей стен они укладывали набок большое количество глиняных кувшинов — "голосников", — обращая их открытые узкие горловины в сторону внутреннего пространства храмов. Глиняные горшки, ставившиеся друг на друга в шахматном порядке дном вверх, вводились и в кладку барабанов псковских церквей. Как и в храмах Новгорода, это свидетельствовало о незаурядных инженерных познаниях их строителей.
    Простой и ясный вкус псковичей, их склонность к целесообразности и скромной простоте ярко отразились и в художественном облике многочисленных построек Пскова. Сложенные из местной известняковой плиты девонского происхождения, псковские храмы отличаются крупным масштабом, простотой объемов и их общей асимметричностью. Они еще более пластичны и живописны, нежели новгородские. Их стены не абстрактные геометрические плоскости, а живописные и очень мягкие поверхности, придающие объемам материальность и весомость. Зодчие не стремились к абсолютной правильности вертикальных прямых и четкости углов, а несколько сужали храмы кверху, что делало их значительнее и несколько больше, чем на самом деле.

Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972. С.20



Троицкий собор в Пскове




 



  (c) портал "Культура России"