МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Андрей Юродивый
Дата создания: Первая четверть XVI века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Троица
Иоанн Предтеча из Николо-Пешношского монастыря
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Св. Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Дмитрий Солунский

Созданные в то же время
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Распятие
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием

Того же типа
Фрески церкви Спаса на Ильине улице
Богоматерь Донская
Дмитрий Солунский
Архангел Гавриил из Деисуса
Воскресение.Сошествие во ад

В том же жанре
Борис и Глеб на конях
Спас
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского
Богоматерь на троне


Произведение
Зерцальный доспех
Зерцальный доспех


Персоналия
Мочалов Павел Степанович
Мочалов Павел Степанович


Автор: Круг Дионисия


   Под влиянием Дионисия находились почти все московские художники конца XV — раннего XVI века. Одному из них принадлежит житийная икона "Андрей Юродивый" из Русского музея. Хотя в ней немало утрат верхних красочных слоев, ее светлый колорит с преобладанием нежных фисташково-зеленых тонов сохранил былое очарование.
    Андрей Юродивый, чье житие было занесено на Русь из Византии, почитался в народе подобно странникам, блаженным и нищим, устами которых, как полагали, глаголет истина. Будучи рабом
в доме знатного византийского вельможи, Андрей начал проявлять признаки умственного расстройства и был посажен его хозяином под замок. Когда последний убедился в незлобивости Андрея, он отпустил его на волю. С этого момента началась "чудесная" жизнь юродивого. Главным ее событием было явление Андрею сначала Христа, а затем и Богоматери, которую он увидел во время молитвы в константинопольском Влахернском храме (этот легендарный эпизод, изображенный в среднем нижнем клейме, лег в основу русских икон Покрова). В Византии Андрей Юродивый приобрел особую популярность около 1000 года, когда все ждали конца света и когда различные формы визионерства получили широчайшее распространение. Аналогичная ситуация сложилась и на Руси в 7000 году (1492), который считался критическим в жизни человечества. И хотя жидовствующие, наблюдая угнетенное настроение народа, всячески стремились опровергнуть веру в близкий конец мира, ожидание Страшного суда превратилось в своего рода массовый психоз. На этой почве образ Андрея Юродивого должен был привлечь к себе повышенное внимание, поскольку именно этот святой с особой настойчивостью и резкостью разоблачал грехи человеческие. Автор иконы несомненно знал искусство Дионисия, иначе трудно объяснить ее светлый, прозрачный колорит. Однако назвать его прямым учеником Дионисия у нас нет достаточных оснований. В трактовке фигур и архитектурных кулис он во многом исходит от дионисиевских традиций, отдавая, однако, предпочтение тонкой, чисто графической манере письма, предвосхищающей одно из направлений в живописи XVI века.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.40



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"