МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Дата создания: 1482г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Стога. Сумерки
Царевна-Лебедь
Автопортрет
Заморские гости
Портрет Мики Морозова

Созданные в то же время
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля

Того же типа
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Митрополит Алексий

В том же жанре
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием
Спас
Богоматерь из Деисуса
Успение из праздничного чина


Произведение
Церковь Ризположения в Московском Кремле
Церковь Ризположения в Московском Кремле


Персоналия
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович


Дионисий. Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Дионисий. Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Автор: Дионисий


   Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец сообщает, что при пожаре 1482 года эта икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, доска же ее сохранилась. И тогда Дионисию было поручено написать на той же доске икону "в тот же образ". Иконографический тип Богоматери Одигитрии (путеводительницы) был весьма почитаем на Руси (особенно в Москве). Известно, что архиепископ Суздальский Дионисий вывез из Константинополя в 1381 году две точные копии с прославленного образа Одигитрии и поместил их в своем суздальском соборе и в нижегородском соборе. Возможно, что одна из этих копий попала в Вознесенский собор. Но это могла быть и другая реплика, подобная той, которая хранится в ГТГ.
    Дионисий был здесь связан тем образом, который он должен был точно повторить. Лики, как обычно у Дионисия, написаны очень мягко, без резких переходов от света к тени. Санкирь нанесен тонким слоем, подрумянка отсутствует, плави незаметно перетекают одна в другую. Это лишает лица рельефа и объема и в немалой степени способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, навеяны рублевскими святыми. Они написаны в очень тонкой миниатюрной технике, дающей хорошее представление о той манере письма мастера, в которой он работал, выполняя произведения небольшого масштаба.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"