МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Архангел Михаил с житием
Дата создания: 10-е годы XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Илья пророк
Успение со святыми Владимиром, Борисом и Глебом
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Спас в силах из Успенского собора во Влалимире
Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Созданные в то же время
Архангел Михаил с житием
Спас в силах
Церковь Василия на Горке в Пскове

Того же типа
Богоматерь Оранта
Георгий
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрагмент
Спас нерукотворный
Архангел ("Золотые власа")

В том же жанре
Рождество Христово
Преображение. Икона из ярославского Спасо-Преображенского собора
Никола с житием
Св. Лука, рисующий Богоматерь
Сергий Радонежский. Житийная икона


Произведение
Чаша. Сольвычегодск
Чаша. Сольвычегодск


Персоналия
Эйзенштейн Сергей Михайлович
Эйзенштейн Сергей Михайлович


Архангел Михаил с житием
Архангел Михаил с житием


   Талантливым современником Рублева была написана большая житийная икона "Архангел Михаил". Древняя, малодостоверная легенда связывает этот капитальный памятник московской живописи с именем великой княгини Евдокии (ум. 1407), жены Димитрия Донского. По своему стилю икона тяготеет к произведениям несколько более позднего времени — 10х годов XV века, на что, в частности, указывает развитой тип Троицы, хранящий отголоски великого творения Рублева.
    Икона имеет немало утрат верхнего красочного слоя. На поземе большая вставка
позднейшего грунта, захватившая и сапожки архангела, что несколько изменяет пропорции фигуры. В целом же сохранность иконы неплохая. Она дает возможность оценить совсем особую красоту необычной колористической гаммы, в которой все построено на тонко продуманном сочетании различных оттенков нежного зеленого тона с алыми и водянисто-синими красками. Золотой фон разделан по левкасу растительным орнаментом и мелкими точками. Этот прием, впервые примененный здесь при обработке золотого фона, был, возможно, навеян басменными окладами, получавшими все более широкое распространение в иконописи XV века. Архангел Михаил почитался на Руси как самый верный помощник в ратных делах. Ему было посвящено множество церквей, к его заступничеству постоянно прибегали отправлявшиеся в поход князья, его изображение вычеканено на челе шлема Ярослава Всеволодовича (начало XIII века). Киевский летописец называет его "князем" ангелов, прославляя за то, что он боролся с дьяволом ради тела Моисеева, ополчался на персидского князя, отстаивая свободу человеческую, оказал покровительство еврейскому народу, отвратил Валаама от гибельного пути, извлек меч перед Иисусом Навином, повелевая ему этим примером выступить против врагов, уничтожил в одну ночь 180 тысяч ассирийских воинов, перенес пророка Аввакума по воздуху, чтобы тот кормил Даниила, находящегося во рву львином. Летописец подчеркивает в архангеле Михаиле действенное начало. И таким он выступает на московской иконе. Художник изобразил Михаила с поднятым мечом, с мощными крыльями, с развевающимся огненно-красным плащом. В его решительной и волевой фигуре со строгим ликом есть что-то грозное, внушающее страх. Здесь как бы воплощен идеал воинской доблести. И в окружающих фигуру клеймах преобладают эпизоды, в которых Михаил выступает в роли активного воителя либо мстителя. Композиции полны движения, силуэты фигур — порывистые и стремительные, цветовые удары — яркие и интенсивные. Художник с большим тактом использует горки и архитектуру для организации композиции и для придания ей той удобочитаемости, которая должна была быть неотъемлемой чертой житийной иконы, рассчитанной на восприятие с известного расстояния.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"