МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Звенигородский чин
Дата создания: 20-е годы XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Сергий Радонежский с житием
Спас
Богоматерь из Деисуса
Успение из праздничного чина
Чудо Георгия о змие

Созданные в то же время
Звенигородский чин
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Того же типа
Портрет калмычки Аннушки
Портрет А.А.Лазаревой
Портрет И.И.Воронцова
Портрет неизвестного в треуголке
Портрет неизвестного в зеленом кафтане

В том же жанре
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря
Огненное восхождение пророка Илии
Иоанн Предтеча из Деисуса


Произведение
Смерть Иоанна Грозного
Смерть Иоанна Грозного


Персоналия
Мусоргский Модест Петрович
Мусоргский Модест Петрович


Андрей Рублев. Спас из Звенигородского чина
Андрей Рублев. Спас из Звенигородского чина
Автор: Андрей Рублев, Прохор с Городца


   Вероятно, на протяжении второго десятилетия был написан замечательный полуфигурный чин, от которого сохранились лишь три иконы — "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел" (Третьяковская галерея). Этот чин происходит из Звенигорода, и долгое время его рассматривали как раннюю работу Рублева, полагая, что он украшал Успенский собор "на Городке". Но по своим размерам он не подходит ни для алтарной арки этого собора, ни для алтарной арки другой звенигородской постройки — собора Рождества Богоматери Саввино-Сторожевского монастыря. Поэтому вопрос о датировке деисусного чина остается открытым. Если исходить от вполне зрелого стиля этого произведения, то его невозможно отнести к ранней поре творчества мастера. Оно могло возникнуть лишь после росписи владимирского Успенского собора, иначе говоря, уже после 1408 года. Иконы звенигородского чина с первого же взгляда подкупают необычайной красотой своих холодных красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации. Для Рублева цвет был тем средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Его Спас, его Павел, его архангел обладают неотразимой привлекательностью. Им присуща изумительная мягкость, в них ничего не осталось от византийской суровости.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9

Андрей Рублев. Апостол Павел. Из Звенигородского чина
Андрей Рублев. Апостол Павел. Из Звенигородского чина


Троица
Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"