МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Россия в истории мировой культуры
Период: 0г.
Сайты по теме:
Брокгауз и Ефрон


Произведение:
Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой
Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой


Персоналия:
Гиппиус Зинаида Николаевна
Гиппиус Зинаида Николаевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google




Основных правил для выбора протеинового батончика.



Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого
Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого


   Отношение к русской культуре у деятелей мировой культуры сложно и даже загадочно. Самое интересное, что это отношение сложилось уже давно. Полтораста лет назад оно ощущалось уже настолько отчетливо, что один из -.самых образованных и приобщенных к европейской культуре поэтов России Федор Иванович Тютчев сформулировал это отношение и его причины в четверостишии:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать,
    В Россию можно только верить,
    Тютчев считал это отношение к России и ее культуре изначальным, иррациональным, доступным только вере и возникающим из непонимания, Еще раньше, в 1831 году Пушкин писал еще более резко в стихотворении "Клеветникам России":
    Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали ...
    Бессмысленно прельщает вас
    Борьбы отчаянной отвага -
    И ненавидите вы нас...
    Причину Пушкин видел в еще неостывшем пламени наполеоновских войн, Но в двух мировых войнах XX века Россия была союзницей Франции и Англии, была и союзницей СШA, а в спорах интеллектуалов России и Запада звучат те же знакомые ноты.
    Вместе с тем интерес к России и русской культуре огромен. Он особенно ярко вспыхнул с русскими сезонами, плодившимися в Европе с 1907 года под руководством С.П. Дягилева. Важную роль в ознакомлении Запада и Востока с Россией сыграли три потока эмигрантов из России. Первый поток был вызван Октябрьской революцией и гражданской войной". Второй составили высланные или бежавшие за границу "диссиденты" на закате советской власти, когда многие уже не могли и не хотели уживаться с лицемерием советского режима. Так или иначе в зарубежье оказались такие блестящие пропагандисты русской культуры, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Георгий Лукомский, Александр Солженицын, Виктор Некрасов, Ефим Эткинд, Иосиф Бродский, Василий Аксенов. "Железный занавес", опущенный на границах СССР безжалостной рукой Сталина в I929-I953 годах, не помешал устраивать за рубежом прекрасные выставки, гастроли музыкантов, драматических и музыкальных театров, неизменно проходившие с большим успехом, часто о настоящим триумфом. После короткой "оттепели" I953-I956 годов и особенно в восьмидесятых-девяностых годах выставки и гастроли МХАТ, театра "Современник", Большого и Мариинского театров стали регулярными. Сейчас нельзя сказать, что русское искусства мало или недостаточно известно на Западе. Другой вопрос, хорошо ли понимают наше искусство, и здесь нет ясного ответа. Толстой и Достоевский стали знамениты и популярны во всем мире еще при их жизни, хотя степень их популярности стала вполне очевидно лишь сейчас. Чехов стал популярен уже после смерти, но его слава все возрастала и сейчас все возрастает. При жизни был популярен Чайковский; были популярны Рахманинов и Прокофьев, Стравинский и Шаляпин, но большая часть их жизни и творчества прошла на Западе, это же случилось с Буниным, Солженицыным, Бродским, Владимиром Набоковым. Особенно повезло тем писателям, которые писали на двух языках, как Набоков, Бродский, Лукомский, и музыкантам, певцам, артистам балета и цирка, язык которых понятен без перевода, "Солнечный клоун" Олег Попов был любимцем бельгийских детей. Но не всем так повезло, что их понимают.
    Пушкин на Западе известен, он переведен почти полностью на основные европейские языки, но его биография известна больше, чем его творчество. Интерес к Пушкину - это результат интереса и уважения к русскому народу и российскому государству. В России есть давняя традиция изучения Данте, Гёте, Шекспира, Диккенса, Бальзака и многих других писателей: "своими" стали Лопе де Вега, Вольтер, Сервантес, они часть нашей национальной жизни, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, король Лир, Кармен, Ромео и Джульетта, доктор Фауст, Сирано де Бержерак -это и наши национальные герои: за каждым стоит большая традиция литературы, философии, театра, кино, балета, музыки; в Севилье стоят памятники трем знаменитым севильянцам: Дон Жуану, Фигаро, Кармен, с неменьшим основанием эти памятники могли бы стоять в русском городе, поскольку Владимир Высоцкий, Николай Баталов, Ирина Архипова, Майя Плисецкая и многие другие сделали эти образы понятными и близкими в России не меньше, чем в Андалусии. Наши герои - это скорее экзотические персонажи для зарубежного читателя и зрителя, если опера и балет не сделали их ближе к понятнее. Евгений Онегин куда более популярен, чем Печорин, но Пушкин и Лермонтов здесь ни при чем: это заслуга Чайковского, Бориса Годунова сделали знаменитым Мусоргский и Шаляпин.
    Конечно, определенное расхождение русской культуры с западными культурами наметилось еще в Древней Руси из-за религиозных противоречий православия и католицизма. Однако древнерусские государства и их культура были родственны соседям и соперникам в феодальном мире. В XII веке Андрею Боголюбскому , владимирскому князю и лидеру русских княжеств "привел Бог изо всех земель мастеров", и нынешним историкам остается только гадать, откуда пришли во Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент интерьера Владимир мастера белокаменной резьбы - из Северной Италии, с Балкан или с Кавказа, а возможно даже, что были мастера и европейские, и балканские, и кавказские. Архитектура, монументальная и декоративная скульптура и живопись свидетельствуют, что Древняя Русь стояла на перепутье культурных связей между Византией, Балканами, Кавказом и западной Европой с ее романским стилем и зарождавшейся готикой. Но все изменила сложная ситуация, когда России оказалась между угрозами с Запада - мощными армиями Швеции, Литвы, Польши, грозной армадой Немецкого ордена, а с Востока - непреодолимой силой Золотой Орды монголов и татар. Сдавленная, как в тисках, Россия имела единственную возможность освободиться: единство населявших ее славянских, угро-финских, балтийских и тюркских племен. Идея единства, "соборности", провозглашенная в XIV веке Сергием Радонежским, нашла самый широкий отклик в народе. Еще в XIII веке Корин П.Д. Александр Невский. Центральная часть триптиха
N/A
Чайковский
N/A
Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент интерьера
N/A
Корин П.Д. Александр Невский. Центральная часть триптиха

    Александр Невский отразил западные угрозы, в XIV веке Дмитрий Донской одержал первую победу над ордынским войском, а в ХV веке Иван III основал Российское царство, утвержденное на четырех неизменных принципах: единодержавие, воплощенное в личности верховного правителя (хотя бы номинально); экстенсивное развитие общества и государства, основанное на присоединении все новых земель либо на покрытии расходов и убытков за счет всего населения, отношения господства и подчинения по всей вертикали с полной властью каждого, кому доверен большой или малый участок, абсолютное господство монополий, которые объединяют властные и силовые структуры с торгово-промышленными монополиями и идеологическим аппаратом (изначально- церковью) " Эта система, постоянно поддерживаемая напряженностью на восточных и западных границах, пережила радикальные и беспощадные, как нигде, мятежи, реформы и революции, создала уникальную культурную ситуацию, просуществовавшую (как и вея система) половину тысячелетия.
    В основе этой культурной ситуации - противостояние "почвеннической", "органической", "славянофильский" концепции, базирующейся на изначальной идее всенародного "соборного" единства, на примате патриархального деревенского хозяйства и на признании древнерусской средневековой культуры общей незыблемой основой всей культуры России, - и "западнической", "либеральной" концепции, ставившей во главу угла перестройку России и российской культуры соответственно учению просветителей и революционеров, отмену дарового рабского, крепостнического, каторжного труда и просвещение патриархальной массы трудящихся. В чистом виде каждое из этих направлений выступало редко среди правителей "почвеннического" направления - Алексей Михайлович и Александр III, среди правителей "западнической" ориентации - Дмитрий Самозванец и Михаил Горбачев, а деятели культуры тем и сильны, что в их творчестве "традиционное", "народное" уравновешено с "западным", "современным".
    Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Некрасов, Блок и Гумилев отразили этот спор, эту коллизию, которая проходит через их сердце, и это было драмой, как встреча "западника" Евгения Онегина с "русской душой" Татьяной. Вожди западников Герцен и Белинский признавались, что славянофилы им близки, и в самом деле, в главном - в отношении к произволу самодержавии и крепостничества - они был и едины, и братья Киреевские утверждали немаловажную сторону их собственных убеждений. И в наше время "почвенник" Василий Шукшин и "западник" Андрей Тарковский в главном -в отношении к обветшалому советскому отрою - были вполне едины.
    Понимание трагедии народа, трагедии культуры, трагедии личности еще впереди, стало быть и понимание русской культуры еще впереди - не только для западных и восточных читателей и зрителей, но и для нас самих.
   

Рерих Н.К. Путивль
Рерих Н.К. Путивль
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица.
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица.
Архангел Михаил. Фреска на южном своде церкви
Архангел Михаил. Фреска на южном своде церкви
Андрей Рублев. Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Андрей Рублев. Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Пастернак Б.Л. Рисунок работы Л.О. Пастернака
Пастернак Б.Л. Рисунок работы Л.О. Пастернака
Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля
Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля
Церковь Троицы
Церковь Троицы "в Никитниках". Южный фасад
Андрей Рублев. Спас в силах
Андрей Рублев. Спас в силах
Мейерхольд В.Э.Фотография
Мейерхольд В.Э.Фотография
Ревизор.Фотография М.С.Наппельбаума.1926год.
Ревизор.Фотография М.С.Наппельбаума.1926год.





 



  (c) портал "Культура России"