МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Васильев Федор Александрович
Годы жизни: 1850г. - 1873г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Грек Феофан
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич

Современники
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Лавровская Елизавета Андреевна
Федотова Гликерия Николаевна
Ленский Александр Павлович
Васнецов Виктор Михайлович

В той же профессии
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич
Тропинин Василий Андреевич


Произведение
Евгений Онегин
Евгений Онегин


Персоналия
Гарин Эраст Павлович
Гарин Эраст Павлович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Васильев Ф.А. Автопортрет
Васильев Ф.А. Автопортрет

Пейзажист. Не только живописец, но и выдающийся рисовальщик. Родился в г. Гатчине недалеко от Петербурга, был добрачным сыном бедного чиновника и считался незаконнорожденным. На первом году жизни переехал с родителями в Петербург. Очень рано обнаружил художественные способности. С детского возраста вынужден был зарабатывать - разбирал корреспонденцию на почте и т.п. Был, по-видимому, и помощником у реставратора Академии художеств П. К. Соколова. Не позднее 1863 года поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников и проучился там до 1867 года. Огромное значение в духовной жизни Васильева имела встреча с И. Н. Крамским, положившая начало их большой дружбе.
    Васильев - частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И. И. Шишкиным, ставшим его истинным учителем. Так, лето и осень 1867 года Васильев провел с Шишкиным на острове Валааме, сделав множество рисунков и этюдов. По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального Васильев Ф.А. Заброшенная мельница восприятия природы. 1867 год можно считать первым в самостоятельном творчестве и художественных поисках асильева. Лето 1869 года он прожил в Тамбовской и Харьковской губерниях - в имениях П. С. Строганова Знаменское и Хотень. К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) - наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет - и "После дождя. Проселок" (1869, ГРМ). В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869). Летом 1870 года он вместе с И.Е. Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В.Е. Васильев Ф.А. Ствол старого дуба Репиным и художником Е.К. Макаровым совершил путешествие по Волге. Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, - результат этой поездки. "Вид на Волге. Барки" (1870, ГРМ) - произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. В 1871 году исполнена одна из кардинальных работ Васильева "Оттепель" (ГТГ, авторское повторение - ГРМ). Сильное моциональное воздействие этой картины на современников было обусловлено единым восприятием русской сельской природы и нищеты народной жизни, тонко переданных художником. В ту же зиму Васильев поступил в Академию художеств, что освобождало его от рекрутской повинности, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга - сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. В Ялте художник прожил последние два года своей жизни. Тоскуя по родным местам, он написал здесь "Мокрый луг" (1872, ГТГ), "Заброшенную мельницу" (1872-1873, ГТГ), "Болото в лесу. Осень" (не окончено, 1873, ГРМ). Южная Васильев Ф.А. В Крымских горах
    природа поначалу была чужда Васильеву, но постепенно он понял и полюбил ее. Наиболее значительная его картина, посвященная Крыму, - пейзаж "В Крымских горах" (1873, ГТГ), сочетающий эпическое и глубоко поэтическое начала.
    Васильев - не только исключительно яркий талант, но выдающийся пример подвижника, целиком отдавшего себя искусству, не переставшего работать до последнего своего часа. Вопреки трагической краткости его жизни, наследие художника весьма обширно, а его вклад в развитие русского искусства необычайно весом. Проложив новые пути в русской пейзажной живописи, достигнув большой глубины в передаче человеческого чувства в общении с природой, он оказывал влияние даже на старших своих современников - И.И. Шишкина, И.Е. Репина. И.И. Левитан
N/A
Васильев Ф.А. Заброшенная мельница
N/A
Васильев Ф.А. Ствол старого дуба
N/A
Васильев Ф.А. В Крымских горах

   считал Васильева одним из своих учителей.

Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984. С.7




Васильев Ф.А. Деревенская улица (деревня)
Васильев Ф.А. Деревенская улица (деревня)
Васильев Ф.А. Ствол старого дуба
Васильев Ф.А. Ствол старого дуба
Васильев Ф.А. Тополя
Васильев Ф.А. Тополя
Васильев Ф.А. Заброшенная мельница
Васильев Ф.А. Заброшенная мельница
Васильев Ф.А. Кипарисы в Крыму
Васильев Ф.А. Кипарисы в Крыму
Васильев Ф.А. Крымские горы зимы
Васильев Ф.А. Крымские горы зимы
Васильев Ф.А. В Крымских горах
Васильев Ф.А. В Крымских горах


Деревенская улица (деревня)
Ствол старого дуба
Тополя
Заброшенная мельница
Кипарисы в Крыму
Крымские горы зимы
В Крымских горах




 



  (c) портал "Культура России"