МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Стравинский Игорь Фёдорович
Годы жизни: 17.06.1882 - 06.04.1971
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Лавровская Елизавета Андреевна
Лядов Анатолий Константинович
Глазунов Александр Константинович
Рахманинов Сергей Васильевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич

Современники
Корин Павел Дмитриевич
Пудовкин Всеволод Илларионович
Маяковский Владимир Владимирович
Довженко Александр Петрович
Саруханов Юрий Ильич

В той же профессии
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович
Чайковский Петр Ильич


Произведение
Золотой петушок
Золотой петушок


Персоналия
Бруни Федор Антонович
Бруни Федор Антонович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Стравинский И. Фотография
Стравинский И. Фотография

Родился в семье певца Мариинского театра Ф. И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова. С 1914 постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкальных и хореографических образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где "нитью Ариадны" стал энергичный, выразит, ритм. Первый балет Стравинского — "Жар-птица" (1910, Париж, балетмейстер М. М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий художественного объединения "Мир искусства", возглавлявшегося организатором Русских сезонов С. П. Дягилевым. "Жар-птица" отразила ориентацию на экзотическое зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончённая пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии. Вскоре Стравинский решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении. В балете "Петрушка" (1911, балетмейстер Фокин, Русский балет Дягилева, театр "Шатле", Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В муз. ткань балета вторгаются обороты уличных, "площадных" мелодий, поданных с подчёркнутой экспрессией. Стихия движения, рождащаяся в сочетаниях энергичных пластических ритмов, господствует в "Весне священной" (1913, балетмейтер В. Ф. Нижински, Русский балет Дягилева, парижская Опера; в 1989 хореография Нижинского была реконструирована английский балетмейстер М. Ходсон и постановке в первоначальном оформлении Н. К. Рериха группой "Сити Сентер Джоффри эалле", Нью-Йорк). Партитура этого балета в значит, степени определила развитие музыки 20 в., открыв новые способы организации муз. материала. При этом балет пронизан своеобразной плаcтикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов. Жёсткость гармонии при опоре на краткие мелодичные полевки-формулы, особая выразительность мелоса тембровых комплексов — всё это поставило перед хореографией нелёгкие проблемы, стимулировав поиски новых средств пластической выразительности.В годы 1-й мировой войны Стравинский вновь резко сменил свою стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль рус. фольклорного начала, но в его трактовке наметились существ, сдвиги. Наиболее яркие соч., завершившие "русский период" творчества композитора, — пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская), "История солдата" (1918, Лозанна, режиссер Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореографическая кантата "Свадебка" (1923, Париж, балетмейстер Нижинская). Все они являются синтетическими представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля. "Байка про Лису...", выдержана в духе весёлого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего актёров разделены (приём "нонперсонификации"). В "Истории солдата" — своеобразном отклике на события 1-й мировой войны — композитор нашёл иронически-пародийное освещение перипетий сюжета. Рус. нар. элемент в этой сказке сочетается с отражением новой бытовой музыки (танго, регтайм). "Свадебка" возрождает уходящий в глубь веков ритуал рус. свадебного обряда. В основу развития всех этих соч. положены короткие попевки, воспроизводящие мелодичность и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным. Станиславский ограничивается малыми составами оркестра, где ведущая роль принадлежит сочетаниям сольных тембров. Стихия игры, присущая искусству представления, сочетается здесь со строгой логикой конструктивного мышления, отмеченного предельной экономией средств.В балетной музыке Стравинского 20—30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчётливо обозначился в балете "Пульчинелла" (1920 балетмейстер Л. Ф. Мясин, Русский! балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж. Б. Перголези, представшей в современной обработке. Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет" (1928, балетмейстер А. Р. Больм, Вашингтон; балетмейстер Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева Театр Сары Бернар, Париж) и "Поцелуй феи" (1928, балетмейстер Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера). В "Аполлоне Мусагете" композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времён Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, "самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий". В "Поцелуе феи" композитор избрал своей моделью музыку П. И. Чайковского, представив "современное прочтение" ряда его мелодий.Неоклассическое направление проявилось и в мелодраме "Персефона" (1934, Париж, режиссер и балетмейстер К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж). Однако его вершиной в музыке стал балет "Игра в карты" (1937, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин). Этот балет не опирается на какаой-либо конкретный композиторский стиль прошлого — в нём слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодичных линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорической игры в карты. Балет нашёл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского., давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореографических структур. Баланчина сближало с композитором стремление к классической завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым. Созданные в 1938 "Балетные сцены" (1944, балетмейстер А. Долин, "Зигфелд тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и американской бытовой музыки. В русле неоклассицизма написан бале г "Орфей" (1948, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин, "Балле сосайетн". Нью-Йорк). Последний балет "Агон" ("Состязания", 1957, балетмейстер Баланчин, "Нью-Йорк сити балле") отражает стилистич. тенденции позднего периода (обращение к серийной технике коипозиции).Музыка различных произв. Стравинского использована в балетах: "Пчёлы" (на "Фантастического скерцо", Парижская Опера, балетмейстер Л. Статс), "Песнь соловья" (на M\{. оперы "Соловей", 1920, балетмейстер Мясин, 1925, балетмейстер Баланчин, оба в труппе Русский балет Дягилева, Париж), "Балюстрада" (на муз. Концерта для скрипки с оркестром, 1941, балетм. Баланчин, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк), "Цирковая полька" (1942, балетмейстер тот же, Нью-Йорк), "Концертные танцы" (1944, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин; под названием "Контрасты", 1971, ''группа "Хореографические миниатюры", Ленинградский балетмейстер В. Якобсон), "Каприччио" (N47, Милан, балетмейстер Мясин), "Клетка" (на муз. Концерта ре мажор для струнного оркестра, N51, "Нью-Йорк сити балле",. Дж. Роббинс), "Негритянский концерт" (на муз. Ebony con-certo, 1971, Ленинград, балетмейстер Якобсон); "Джаз-концерт" (на муз. Регтайма для 11 инструментов,), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения" (на муз. "Движений" для фортепиано и группы инструментов, 1963), "Вариации" (1966), "Рубины" ("Каприччио") (2-я часть балета "Драгоценности", на муз. Каприччио для фортепиано с оркестром, 1967; парижская Опера, 1974); "Requiem Can-ticles" (1968), "Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации для оркестра" (пять постановок — 1982, все балетмейстер Баланчин в "Нью-Йорк сити балле");"Концерт для фортепиано с оркестром" (часть балета "Аркада", 1963, балетмейстер Дж. Тарас, "Нью-Йорк сити балле"); "Русские миниатюры" ("Тройка", 1958; "Жар-птица", 1965; "Мёртвая царевна", 1971) и "Бродячий цирк" (на муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971) — все балетмейстер Якобсон, труппа "Хореографические миниатюры"; "Конртный дуэт", "Симфония в 3 частях", "Скерцо в русском стиле", "Хоральные вариации по Баху", "Концерт для скрипки" (все 1972, "Нью-Йорк сити балле", балетмейстер Баланчин).

Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.443









 



  (c) портал "Культура России"