МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Павлищев Иван Николаевич (Берсенев)
Годы жизни: 23.04.1889 - 25.12.1951
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Уланова Галина Сергеевна
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич
Быстрицкая Элина Авраамовна

Современники
Бунин Иван Алексеевич
Преображенская Ольга Иосифовна
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Ваганова Агриппина Яковлевна
Стравинский Игорь Фёдорович

В той же профессии
Фокин Михаил Михайлович
Саруханов Юрий Ильич
Ильинский Игорь Владимирович
Гарин Эраст Павлович
Алейников Петр Мартынович


Произведение
Дом -
Дом - "комод" на Покровке


Персоналия
Пастернак Борис Леонидович
Пастернак Борис Леонидович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

[11(23).IV.1889, Москва,—25.XII.1951, там же] — русский советский актёр и режиссёр. Нар. артист СССР (1948). Член ВКП(б) с 1947. Родился в семье управляющего торговой фирмой. Учился в Киевском унте (юридический факультет). Участвовал в любительских спектаклях. Занимался в драм. школе Е. А. Лепковского. В 1907, еще будучи студентом, начал профессиональную сценическую деятельность в Киевском театре Соловцова (первая роль — Родэ — "Три сестры"). Работал здесь под рук. К. А. Марджанова (Марджанишвили). Через 2 года оставил унт и всецело посвятил себя работе в тре. Играл в Киеве, Одессе, Виннице, Екатеринодаре. Обладал блестящими внешними данными, красивым голосом, темпераментом. Роли: Жадов — "Доходное место", Митя — "Бедность не норок", Иоганнес— "Одинокие" Гауптмана, Малькольм— "Макбет", и др. В 1911 был принят в труппу МХТ. Огромное значение в формировании актёрской индивидуальности Б. имел В. И. НемировичДанченко, открывший в нём талант характерного актёра. Созданные Б. на сцене МХТ образы Судебного следователя ("Живой труп", 1911), Петра Верховенского ("Николай Ставрогин" по Достоевскому, 1913), Загорецкого ("Горе от ума", 1914) отличались остротой характеристик, чётким и выразит. рисунком, разнообразием сценич. красок В 1924—36 Берсенев был актёром, а с 1928—одновременно и художеств, руководителем МХАТа 2го. Сыграл здесь роли Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1927), Минутки ("Расточитель" Лескова, 1924), Иудушки Головлёва ("Тень освободителя" по СалтыковуЩедрину, 1931), Пьера Массубра ("Мольба о жизни" Деваля, 1935), Лаэрта ("Гамлет"). С 1925 Б. одновременно с актёрской работой начал заниматься режиссурой ("В 1825 году" Венкстерп; совм. с Б. М. Сушкевичем). Первая крупная режиссёрская работа — "Чудак" Афиногенова (1929; совместно с А. И. Чебаном; Берсенев исполнял роль Горского). В 1936—38 Б. работал в Театре им. МОСПС; пост. "Салют, Испания!" Афиногенова (1936), сыграл роли Дон Хуана ("Каменный гость" Пушкина, 1937), лётчика Хосе ("Салют, Испания!").
    С 1938 Б. был художеств, руководителем и ведущим актёром Московского театра им. Ленинского комсомола. Режиссёр и актёр высокой культуры и вкуса, Берсенев воспитал в этом тре талантливый коллектив актёров, создал в содружестве с драматургами ряд спектаклей, воссоздающих образ положит, героя сов. эпохи: "Парень из нашего города" (1941) и "Так и будет" (1944) Симонова, "Юность отцов" Горбатова (1943) и др. Характерные черты режиссёрского искусства Берсенева— точность и чёткость идейного замысла, острая публицистичность, глубокая интеллектуальность, живое чувство современности, умение выявить осн. идею пьесы прежде всего .

Мокульский С.С., ред. Театральная энциклопедия. Т.1. М., 1962. С.562









 



  (c) портал "Культура России"