МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Стрепетова Пелагея Антипьевна
Годы жизни: 1850г. - 1903г.
актриса

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гарин Эраст Павлович
Уланова Галина Сергеевна
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич

Современники
Лавровская Елизавета Андреевна
Федотова Гликерия Николаевна
Ленский Александр Павлович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович

В той же профессии
Комиссаржевская Вера Федоровна
Раневская Фаина Григорьевна
Орлова Любовь Петровна
Пельтцер Татьяна Ивановна
Быстрицкая Элина Авраамовна


Произведение
Дом П.Е. Пашкова
Дом П.Е. Пашкова


Персоналия
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Стрепетова Пелагея Антипьевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Стрепетова П.А.
Стрепетова П.А.

Замечательная русская актриса Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850—1903) большую часть своей сценической жизни отдала провинциальному театру. Она гастролировала по всей России, не обходя и маленькие, захолустные города. Ее искусство воспевало простую русскую женщину, рассказывало о ее многострадальной судьбе, было проникнуто гневом против социальной несправедливости. В предсмертные часы, подводя жизненные итоги, Стрепетова сказала: "Я служила народу..." В этих словах — великая правда.
    Жизнь Стрепетовой была горькой, трудной; биография ее во многом
похожа на биографии ее героинь. Детство она провела в атмосфере нищеты, забот о куске хлеба. Воспитывалась Стрепетова в семье нижегородского театрального парикмахера и его жены, провинциальной оперной певицы. Многосемейные бедняки, едва сводившие концы с концами, любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка. Но горькая правда о ее положении в доме открылась впечатлительной и болезненной девочке, и это надломило ее харак-тер, сделало замкнутой, подозрительной.
    Стрепетова не получила образования. Элементарной грамоте ее короткое время обучал старичок, сам когда-то учившийся в семинарии. А воспитанием ведала няня, бывшая крепостная; она пела маленькой Поле грустные песни, рассказывала сказки и как со взрослой рассуждала о тяготах жизни.
    С детских лет Стрепетова мечтала стать актрисой. Она верила в свое призвание, стремилась к осуществлению заветной мечты. Горячая любовь к искусству и вера в свои силы помогали ей в борьбе с косными нравами провинциальной сцены, куда она поступила.
    Стрепетова не обладала красотой, яркими внешними данными. Она была невысокого роста, сутуловата; непропорционально длинными казались ее руки. Но у Полипы Антипьевны были на редкость красивые, выразительные глаза, полные грусти, тревоги; она обладала удивительно проникновенным грудным голосом. Природный талант, темперамент трагической актрисы, умение владеть своими сценическими данными — все это делало ее прекрасной на сцене.
    В четырнадцать лет Стрепетова стала актрисой Рыбинского театра: летом 1865 года она впервые вышла на сцену в роли горничной в водевиле "Зачем иные люди женятся". С этого дня начались ее скитания по дорогам России во славу русского театра.
    С ранних лет Стрепетова пристрастилась к чтению и читала всегда много. Ее любимым критиком и мыслителем был В. Г. Белинский. В его статьях искала она ответы на волнующие вопросы театральной эстетики. Актриса любила и топко воспринимала русскую природу, народные песни. Полину Антипьевну всегда отличала самостоятельность художественного мышления, тяга к реалистическим, правдивым и сложным образам.
    По кабальным условиям антреприз Стрепетова должна была выступать в любой предложенной хозяином театра роли. Иногда в один вечер ей доводилось играть в пятиактной мелодраме, а затем петь в дивертисменте или развлекать публику в водевиле. За долгие годы провинциальных странствий Стрспстона не раз пела главные партии в опереттах Оффецбаха.
    Больше всего тяготилась актриса водевилем и мелодрамой. Наделенная трагическим даром, пламенным темпераментом, выше всего ценившая сценическую правду, она не могла мириться с фальшью, трескучими эффектами, идейной убогостью мелодрам. Выступать в таких пьесах было мукой для актрисы, но благодаря ее таланту и вдумчивой игре многие мелодраматические образы имели успех и надолго удерживались в репертуаре.
    В огромном списке ролей Стрепетовой в провинциальный период значатся драмы Шиллера, трагедии Шекспира, лермонтовский "Маскарад", где она играла Нину. Но всероссийскую славу и горячую любовь зрителей завоевала актриса образами простых русских женщин. На провинциальной сцене она впервые сыграла Лизавету в "Горькой судьбине" Писемского, Катерину в "Грозе", Василису Мелентьеву в одноименной драме Островского.
    Роли Лизаветы и Катерины занимают особое место в творчестве Полины Антипьевны. "В этих двух ролях — Катерины и Лизаветы — и определилась с наибольшей ясностью личная тема Стрепетовой;
    трагедия русской женщины из народа нашла в ней свою гениальную исполнительницу. Женщины Стрепетовой — чистые, любящие, глубокие — привлекают зрителя душевным благородством, цельностью натуры, гордой независимостью характера. Как лучшие из писателей-народников, как художники-передвижники, она выполняла своим искусством серьезную общественную миссию, воспитывая в зрителях любовь к народу, веру в его силы, в его талантливость" '.
    К сердцам простых людей обращала Стрепетова свое искусство. В нем мощно звучали ноты социального протеста, гневно обличались существующие порядки. Защитником прав обездоленного народа выступала гениальная художница. Имя Стрепетовой было знаменем тружеников, студенчества, разночинной интеллигенции.
    Недоброжелательно относилась к творчесту актрисы реакционная пресса. Не спешила и дирекция императорских театров приглашать на свою сцену актрису-бунтарку.
    Москва познакомилась с искусством Стрепетовой в 80-е годы: она гастролировала сначала в Общедоступном театре 2, а затем на сцене Артистического кружка. Здесь актриса близко познакомилась с Ост-ровским. Он считал ее одной из лучших исполнительниц его пьес и называл "великим талантом".
    В 1880 году Полина Антипьевна вошла в состав труппы частного театра Бренко Труппа была очень сильная, составленная из одареннейших актеров провинции. Коллектив театра имел обширный классический репертуар; большое место в нем занимали драмы русских авторов. Спектакли готовились тщательно, костюмы и декорации соответствовали стилю пьесы. В этом театре Стрепетова занимала самое видное место. Она играла здесь, непрерывно совершенствуя их, свои любимые роли, в том числе Катерину и Лизавету. Спектакли с ее участием превращались в крупнейшие события театральной жизни.
    В 1881 году Стрепетова была зачислена в труппу Александрийского театра. Дирекция императорских театров долго и упорно уклонялась от этого шага, но слава актрисы вынудила принять ее на столичную сцену. Нелегкой оказалась жизнь Стрепетовой в императорском театре. Безраздельная хозяйка Александрийского театра М. Г. Савина видела в ней серьезную соперницу и всеми силами боролась за сохранение своего приоритета. Репертуар Стрепетовой привлекал демократическую публику,— эта публика заполняла в дни спектаклей и бенефисов Полины Антипьевны зрительный зал. Великосветскую же публику шокировали героини из простонародья, что вызывало недовольство и придирки дирекции.
    На александрийской сцене Стрепетова создала образы Степаниды в драме В. А. Крылова "Около денег" (по роману А. А. Потехина), Марьи Андреевны в "Бедной повоете" и Юлии Тугпной в "Последней жертве" А. Н. Островского, Сарры в "Иванове" А. П. Чехова и другие.
    Талант Стрепетовой в полном расцвете; она испытывает новый творческий подъем, хотя свои роли готовит в обстановке сложной, напряженной, а порой и откровенно недоброжелательной. Каждое выступление актрисы сопровождается яростной полемикой в прессе. В одних статьях ее хвалят, благодарят, называют гениальной, в других принижают артистическое и человеческое достоинство.
    В эти трудные годы Стрепетова особенно сближается с Островским; он защищает актрису и специально для нее пишет пьесы. Новой победой стало выступление Стрепетовой в роли Кручипиной ("Без вины виноватые"). В ее исполнении портрет провинциальной актрисы был особенно трепетным и драматичным. События пьесы были ей близки, порой и биографичны. "В Кручининой — Стрепетовой отчетливее всего вставала тема трудно прожитой жизни. "И обид, и оскорблений, и всякого горя я видела в жизни довольно. Мне не привыкать стать". Эти слова Кручининой можно было бы поставить эпиграфом к образу, полному проникновенной любви к людям, стремления помочь обиженным, протянуть руку забитому".
    Но творить на казенной сцене становится все труднее. О положении актрисы красноречиво говорит ее письмо на имя директора театра: "Мои лучшие роли передавались другим артисткам, меня лишали права очереди с другими исполнительницами, я проводила целые месяцы в невольном бездействии, и либо вовсе не получала новых ролей, либо мне поручали роли, не отвечающие характеру моего дарования..." .
    Измученная нравственно, не в силах больше вести борьбу, Стрепетова покидает казенную сцепу. И снова начинаются странствия по провинции, выступления в столицах на частных сценах со случайными партнерами.
    За эти годы репертуар актрисы пополнился ролью старухи Матре Хлюстин создал новые балеты—"Звезды" (1898) и "Волшебные грезы" (1899).
    Действие "Звезд" происходило во Франции XVII века. Граф де Кастро, жених красавицы Клермонд, влюблялся в звезду Венеру. Брат невесты вызывал его на дуэль, и раненому графу снились звезды. Потом грезы рассеивались, и он приходил к Клермонд. Сценарий принадлежал К. Ф. Вальцу и при всей заурядности возвышался над феериями Мендеса: романтическая история о метаниях юной души между действительностью и мечтой открывала простор чувству. Музыка А. Ю. Симона оригинальностью не обладала, но предлагала балетмейстеру разнообразные танцевальные номера. Хлюстин воспользовался этим. В "Звездах" было много массовых танцев. Танцы гостей на балу характеризовали эпоху и место действия. Большой кордебалет звездного неба располагался в изобретательных узорах и группах, создавая подвижный фон для солирующих звезд с Венерой во главе. На празднестве последнего акта развертывался и дивертисмент национальных танцев. Центром хореографии являлось pas de trois главных героев: граф танцевал с невестой, а невидимая для Клермонд мечта манила его за собой. Действенный классический танец передавал сложные переживания героев и тем самым возвращал себе достойное место в московском балете. Хлюстин не был новатором. В "Звездах" он заявил себя приверженцем академизма. Именно это приветствовали труппа, зритель и критика.
    Одноактный балет "Волшебные грезы" с музыкой молодого композитора Ю. Н. Померанцева был новее по замыслу, но менее удачно воплощен. Сценарий опирался на русские сказочные мотивы. Леший водил по лесу двух крестьянских подростков и доставлял их к Морозу. Детям снилось, что они кружат снежинками в массе летящего снега (несомненное влияние "Щелкунчика"). Птицы возвещали приход Весны, и она спасала детей. Тема возрождения природы после зимнего сна, раскрытая в образах русской сказки, была плодотворна для балетной сцены. Вдобавок действие развивалось без дивертисмента, а главные роли были отданы начинающим исполнителям. Однако танцы снежинок, а потом цветов, ручейков и птиц оказались шаблонными, далекими от образности русской сказки.

Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.265









 



  (c) портал "Культура России"