МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Пешков Алексей Максимович (Горький)
Годы жизни: 28.03.1868 - 18.06.1936
писатель

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Лермонтов Михаил Юрьевич
Тургенев Иван Сергеевич
Достоевский Федор Михайлович
Толстой Лев Николаевич
Иванов Вячеслав Иванович

Современники
Фомин Иван Александрович
Брюсов Валерий Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович
Кустодиев Борис Михайлович
Фокин Михаил Михайлович

В той же профессии
Пушкин Александр Сергеевич
Гоголь Николай Васильевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Тургенев Иван Сергеевич
Достоевский Федор Михайлович


Произведение
Золотой петушок
Золотой петушок


Персоналия
Андреев Борис Федорович
Андреев Борис Федорович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Горький М. Портрет работы В.А. Серова
Горький М. Портрет работы В.А. Серова

Родился в Нижнем Новгороде. Отец Горького, Максим Савватеевич Пешков был управляющим астраханской конторой пароходства И. Колчина. Мать, Варвара Васильевна, урожденная Каширина, была дочерью нижегородского купца В. В. Каширина, старшины городского красильного цеха, неоднократно избиравшегося депутатом Нижегородской думы. Несмотря на то, что родители Горького обвенчались вопреки желанию отца невесты, конфликт между семьями вскоре был благополучно разрешен. Безвременная смерть отца, скончавшегося от холеры (он заразился ею, выхаживая заболевшего сына) летом 1871 г., открывает ряд трагических событий, связанных с детскими и отроческими годами будущего писателя. Помимо прочего, смерть отца стала причиной отчуждения матери от маленького сына, которого она считала невольным виновником ее неудавшейся жизни. С четырех лет Горький воспитывался в семье деда; мать вскоре после переезда в Нижний Новгород вторично вышла замуж за Е. В. Максимова,
    обедневшего дворянина, моложе ее, человека слабохарактерного и бесталанного; брак был крайне неудачен, и в 1879 г., тридцати пяти лет от роду, мать Горького скончалась от скоротечной чахотки.
    С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем — гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище, где проучился до 1879 г., получив при переходе в III класс похвальную грамоту за "отличные перед прочими успехи в науках и благонравие". Однако бесконечные неудачи, преследовавшие семью Кашириных с начала 70-х гг. XIX в. (раздел имущества между стариками Кашириными и их сыновьями, приведший к краху предприятия, неудачные финансовые операции деда), стали, в конце концов, причиной полного разорения, которое дед перенести не смог: растеряв все, что было у него, впавший в совершенную нищету, В. В. Каширин заболел душевной болезнью. С 1879 г. Горький, одиннадцати лет от роду, вынужден был оставить за недостатком средств училище и пойти обучаться ремеслу, "в люди".
    За пять лет (1879—1884) юный Горький меняет несколько мест "ученичества" — в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на пароходной кухне. Большое влияние на Горького, как позже укажет он в "Автобиографии", оказала встреча с поваром парохода "Добрый" М. А. Смурым, одержимым страстью к собиранию книг. Совместное чтение "самой странной в мире библиотеки" (собиратель которой был малограмотен) выработало у Горького привычку к систематическому самообразованию. С другой стороны, знакомство с книгами духовного и мистического содержания, содержавшимися в библиотеке Смурого, повлияло на формирование мировоззрения Горького.
    Летом 1884 г. шестнадцатилетний Горький едет в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничивается активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок, зарабатывая в то же время себе на жизнь поденной работой — чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустройство в быту, личные неурядицы приводят Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 г.). С лета 1888 г. по октябрь 1892 г. происходят знаменитые впоследствии странствия Горький "по Руси". За четыре года Горький исходил всю Южную Россию — от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, в Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских. Однако кочевой образ жизни не препятствовал окончательному становлению интереса Горького к творчеству, общественно-политическим и философским
    проблемам. В эти годы Горький приобретает немало знакомств в среде творческой интеллигенции, переживает увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, пишет стихи и прозу. В сентябре 1892 г. в газете "Кавказ" (Тифлис) появляется его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М. Горький".
    Своим "литературным крестником" Горький считал В. Г. Короленко, с которым познакомился в 1890 г. При содействии Короленко он публикует в 1893—1894 гг. ряд своих произведений в приволжских газетах, а в 1895—1896 гг. становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где выступает в качестве фельетониста (около 200 фельетонов за подписью Иегудиил Хламида), очеркиста, рецензента, автора рассказов ("Песня о Соколе", "На плотах", "Старуха Изергиль", "Однажды осенью"). Тогда же Горький знакомится с корректором "Самарской газеты" Екатериной Павловной Волжиной (1878—1965), которая в 1896 г. становится его женой. В 1896—1897 гг. Горький продолжает журналистскую деятельность в газете "Нижегородский листок", однако из-за резкого ухудшения здоровья (обострение туберкулеза легких) в 1897 г. переезжает с женой на юг, в Крым, а затем — в село Максатиха Полтавской губернии. Летом у писателя рождается сын Максим (1897—1934). С начала 1898 г. Горький вновь возвращается в Нижний Новгород, где работает над составлением двухтомного сборника "Очерки и рассказы".
    Хотя к моменту выхода этого сборника (1898 г.) произведения Горького уже неоднократно появлялись в столичной печати ("Челкаш", "Мальва", "Супруги Орловы"), успех "Очерков и рассказов" превзошел все мыслимые ожидания. Огромные по тем временам тиражи (на следующий год потребовалось новое издание, включившее третий том), обширнейшая критика, ожесточенные дискуссии, выходящие далеко за границы собственно литературных споров, в одночасье сделали из дебютанта одного из самых популярных и влиятельных писателей России. Критики единодушно оценивали появление "Очерков и рассказов" как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества, момент его духовного самоопределения. Особое место в дискуссии, развернувшейся вокруг произведений писателя, заняли интерпретации "босяческой" тематики, играющей значительную роль в "Очерках и рассказах". Целый ряд авторов указывали на несомненную близость художественного мира Горького к утопии "сверхчеловека" Ф. Ницше (с идеями Ницше Горький познакомился на рубеже 80—90-х гг. XIX в.). Как своеобразную версию "ницшеанства" оценили современники и отчетливо выраженное в раннем творчестве Горького тяготение к "эстетическому" началу жизни, к "внешней", физической красоте, не подпадающей под оценочные этические категории "добра" и "зла". С другой стороны, критики отмечали и присутствие в горьковских рассказах традиционной для реалистической традиции 60—70-х гг. XIX в. "альтруистической" тематики, понятой, однако, Горький в "декадентском" духе — как способ эстетического самовыражения его героев, жаждущих "подвига" ("Старуха Изергиль", "Супруги Орловы", "Челкаш").
    В 1899—1906 гг. Горький становится ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он поддерживает тесные дружеские отношения с А. П. Чеховым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным, знакомится с Л. Н. Толстым, А. Ф. Кони, Н. К. Михайловским, Д. С. Мережковским, Н. Ф. Анненским, М. И. Туган-Барановским и другими виднейшими представителями творческой и научной интеллигенции. Вокруг писателя образуется сплоченная группа писателей-"неореалистов" (Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков, А. И. Куприн, В. В. Вересаев), которых Горький привлекает к своим литературно-обществен-ным начинаниям.
    С осени 1898 г. Горький становится идейным руководителем журнала "Жизнь", а с сентября 1900 г. — издательского товарищества "Знание". Последнее в 1904—1913 гг. выпускает (при непосредственном руководстве Горького) 40 сборников новейшей русской неореалистической литературы, которые стали эпохой в становлении русского искусства XX в. В 1902 г. Горький избирается почетным академиком по разряду изящной словесности; аннулирование результатов выборов под нажимом властей спровоцировало ответные демонстративные акции со стороны Короленко и Чехова, отказавшихся в знак протеста от званий почетных академиков.
    С 1902 по 1905 г. Горький становится постоянным автором МХТ; триумфальная премьера пьесы Горький "На дне" (1902 г.) стала, наряду с триумфом чеховской "Чайки", вехой в истории театра. Огромную роль в жизни Горького сыграло и знакомство в 1900 г. с М. Ф. Андреевой (1872—1953), которая, после разрыва писателя с Е. П. Пешковой в 1903 г. (в 1904 г. Горький окончательно покидает Нижний Новгород), стала гражданской женой писателя. Одна из самых красивых актрис МХТ, обладавшая незаурядным артистическим дарованием, М. Ф. Андреева была в то же время убежденной марксисткой, тесно связанной с РСДРП (в 1904 г. она вступила в партию, ранее—с 1897 г.— участвовала в деятельности марксистских кружков).
    Чрезвычайно бурной была в эти годы общественно-политическая жизнь Горького. Ранее, в 1889 и 1898 гг., имевший эпизодические столкновения с полицией, подвергавшийся арестам и успевший уже заработать репутацию "неблагонадежного", он в 1901—1905 гг. вступает в открытую конфронтацию с властями. Весной 1901 г. Горький принимает непосредственное участие в студенческих волнениях в Петербурге, за что 17 апреля 1901 г. в третий раз заключается под стражу (сразу по приезде в Нижний Новгород). "Песня о Буревестнике" (1901), появившаяся в апрельском номере "Жизни", была расценена как противоправительственная пропаганда, призыв к насильственному свержению существующего строя; журнал вскоре был закрыт. Горький после месячного заключения в нижегородской тюрьме был переведен под домашний арест, а затем выслан в Арзамас под надзор полиции (ввиду резко ухудшившегося здоровья, зиму 1901/1902 г. ему было разрешено провести в Крыму). В 1902—1904 гг. он содействует сбору средств для большевистской печати (особую роль сыграл в этом С. Т. Морозов — московский промышленник, меценат, близкий друг Горького и поклонник М. Ф. Андреевой). Горький оказывается непосредственно вовлечен и в события 8—9 января 1905 г.: в ночь на 9 января он вместе с группой интеллигентов (среди которых — Н. Ф. Анненский, И. В. Гессен, Н. И. Кареев) посетил С. Ю. Витте и добивался аудиенции у министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского, пытаясь предотвратить готовящееся кровопролитие. Горький участвовал в шествии рабочих, позже выступал с антиправительственными речами и написал воззвание "Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских госу-дарств"; на его квартире вечером 9 января скрывался Г. А. Гапон. 11 января 1905 г. Горький, приехавший в Ригу к заболевшей М. Ф. Андреевой, был арестован и препровожден вновь в Петербург, где заключен в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской крепости — как особо опасный политический преступник: ему инкриминировалось участие в подготовке государственного переворота. За месяц, проведенный в крепости (14 февраля писателя освобождают под залог), им была написана пьеса "Дети солнца". Весь 1905 г. он активно сотрудничает с революционным подпольем; осенью публикует ряд публицистических материалов в пробольшевистской газете "Новая жизнь". В канун московского восстания Горький вступает в РСДРП и принимает непосредственное участие в подготовке вооруженного выступления. После подавления декабрьского восстания в Москве, ввиду нового неизбежного ареста, Горький и М. Ф. Андреева уезжают из России. Произведения Горького этих лет — романы "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), пьесы "Мещане" (1902), "На дне" (1903), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) — знаменуют наступление нового этапа в горьковском творчестве. Теперь личностное утверждение горьковских героев непосредственно связано с их культурно-созидательной деятельностью, рассматриваемой как конфликт человека — носителя гармонии с "хаотической" средой, окружающей его. Исходя из подобного представления о миссии человека, Горький на рубеже веков переосмысляет традиции реалистического романа, отрицая "типическое" и сосредоточивая внимание на героях, не подпадающих под действующие нормы социального общежития. Личность, этически и эстетически не удовлетворенную "косностью" жизни, Горький считает "творческой натурой" (Фома Гордеев, Лунев).
    Антропоцентрическая проповедь Горького была неоднозначно оценена современниками. Однако как предмет полемики эти произведения до сих пор оказываются притягательными для критиков и читателей; в частности, пьеса "На дне" органично входит в мировой театральный репертуар.
    В годы первой эмиграции (1906—1913) Горький, пробыв около полугода в Америке (куда он прибыл вместе с М. Ф. Андреевой для сбора денег для РСДРП и проведения политических акций, направленных на срыв иностранных займов царскому правительству), остановился на Капри (Италия). Его дом становится местом паломничества русских политэмигрантов; в апреле—мае 1907 г. Горький присутствует в Лондоне на V съезде РСДРП в качестве делегата с совещательным голосом, где активно общается с В. И. Ульяновым (Лениным). Встречается Горький и с "марксистами-богостроителями" (А. А. Богдановым (Малиновским), А. В. Луначарским, В. А. Базаровом), пытавшимися интерпретировать деятельность партии как некоей "новой церкви", несущей миру "новую религию" (марксизм), содержащую откровение о "реальном боге" — пролетарском коллективе, который обладает силой и волей к тотальному культурному преобразованию мироздания. Идеи Богданова применительно к литературному творчеству и к истории мировой культуры Горький развивал в лекциях, которые он читал в созданной им на Капри партийной школе для российских рабочих.
    В 1909 г., после разрушительного землетрясения в Калабрии и Сицилии, Горький организовал сбор средств пострадавшим, чем снискал симпатии итальянцев. В эти годы он много путешествовал по Италии, изучая ее быт и культуру; результатом явился цикл очерков "Итальянские сказки" (1912). В 1913 г., после объявления русским правительством всеобщей политической амнистии (в связи с 300-летием дома Романовых), Горький возвращается в Петербург.
    Годы первой эмиграции в творческой биографии Горький необыкновенно плодотворны. Помимо обширнейшей художественной публицистики (цикл памфлетов "Мои интервью" и "Русские сказки" (1906 и 1912), статья "Разрушение личности" (1909)), Горьким были созданы повести "Мать" (1906), "Исповедь", "Жизнь ненужного человека" (обе — 1908), "Лето" (1909), "Городок Окуров" (1910), "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910), автобиографическая повесть "Детство" (1912—1913), пьеса "Враги" (1906), рассказы, которые позже войдут в цикл "По Руси" (1923).
    Другой темой является проблема "национального характера", особенно ярко заявленная в произведениях "окуровского цикла" ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина"), причем здесь Горький неожиданно соприкасается с тезисом о метафизической "широте" человеческого существа, выдвинутым еще Ф. М. Достоевским. Для Горького "диалектика души" раскрывается через метаморфозы политических, культурных, бытовых аспектов жизни его героев. Позже, в статье "Две души" (1915), Горький объяснял общественно- и культурно-личностную "неустойчивость" русского человека "двойственностью" его природы, равной обращенностью национального типа как к Западу, так и к Востоку (эта двойственность казалась писателю пороком национального характера).
    В 1915 г. он вместе с И. П. Ладыжниковым и А. Н. Тихоновым организует издательство "Парус" и издает журнал "Летопись". В апреле 1917 г. основывает газету "Новая жизнь"; Горький выступает инициатором издания разнообразных тематических сборников, привлекает к работе в своих издательских начинаниях молодых писателей. Взгляд писателя на войну и революцию изложен в цикле очерков, посвященных событиям 1917—1918 гг., которые публиковались в "Новой жизни", а после были изданы под общим заглавием "Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре" (1918). Оценивая захват власти большевиками в октябре 1917 г. резко негативно, считая это проявлением политического авантюризма, Горький рисует картины одичания нравов в охваченном революционным террором Петрограде (газета Горького была закрыта в 1918 г. как "контрреволюционная").
    В период "военного коммунизма" (1918—1921) Горький занимается в основном издательской деятельностью— организует издательство "Всемирная литература" (в августе 1918 г.), объединившее лучшие литературные и научные силы России, принимает участие в создании многочисленных структур, занимающихся охраной памятников, культурно-просветительской деятельностью, социальной помощью работникам культуры и искусства. С другой стороны, по мере развития событий Горький резко расходился с большевиками в принципиальных, стратегических вопросах построения новой общественности (так, еще в 1917 г., считая захват власти в октябре 1917 г. политической авантюрой Ленина, Горький не прошел перерегистрации, обязательной для членов РСДРП, и фактически оказался выбывшим из рядов партии). Скепсис писателя по поводу перспектив "строительства социализма и коммунизма" в России углублялся растущей волной "красного террора". 16 октября 1921 г. Горький уезжает из РСФСР. Хотя формальным поводом для отъезда стала резко прогрессирующая болезнь Горького, для многих — как в Советской России, так и в Русском зарубежье — Горький представлялся политическим эмигрантом.
    За границей Горький до 1924 г. жил в Германии и Чехословакии. Его позиция — как по отношению к Советской России, так и по отношению к эмиграции — была двойственно-неопределенная. С одной стороны, неоднократно подвергая действия Советской власти (особенно направленные против свободы слова и инакомыслия) жесткой и нелицеприятной критике, он находил сочувствие в рядах творческой интеллигенции Русского зарубежья, с другой — очевидно дистанцировался от нее, демонстрируя свою приверженность к идее социалистического преобразования жизни и в общем лояльность к РСФСР (а затем — к СССР). В 1923—1925 гг. Горький совместно с Ходасевичем издает в берлинском издательстве С. Г. Сумского журнал "Беседа", предназначенный, по идее Горький, прежде всего для советского читателя и призванный сыграть культурно-просветительскую роль на советском книжном рынке, познакомить советского читателя с научно-литературной жизнью Европы (в том числе эмигрантской). Однако журнал в Россию советскими властями допущен не был. Тем не менее Горький поддерживал широкие связи как с советской творческой интеллигенцией, так и с некоторыми видными деятелями советской администрации. Во второй половине 1920-х гг. в СССР с подачи властей разворачивается кампания за возвращение Горького.
    В творчестве Горького этих лет ведущим жанром становится художественная мемуаристика. Вслед за "Детством" появляется автобиографическая повесть "В людях" (1916), а затем — повесть "Мои университеты" (1923), к которой в первом издании были присоединены мемуарные очерки "Сторож", "Время Короленко", "В. Г. Короленко", "О вреде философии", "О первой любви". В этот же период Горьким создаются воспоминания о Л. Н. Толстом, Л. Н. Андрееве, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском. В 1920-е гг. Горьким создаются рассказы и роман "Дело Артамоновых" (1925), выдержанный в традиции европейского романа — "семейной хроники". С 1925 г. Горький начинает работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название — "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работа над эпопеей продолжалась до смерти Горького; замысел остался до конца не осуществленным.
    В мае 1928 г. Горький возвращается в СССР и все лето путешествует по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Огромное впечатление — насколько можно судить по очеркам об этой поездке, собранным в книгу "По Союзу Советов" (1929), — произвел на писателя сам факт образования в России некоей новой культуры: так давно ожидаемый им результат революции, искупивший в глазах Горького ее разрушительное действие. С этого момента он всецело захвачен идеей активного содействия "культурному строительству" в СССР. В 1929 г. он вновь посещает страну, а с 1931 г. избирает Москву местом постоянного жительства. По его инициативе организуются журнал "Наши достижения" (1929—1936) и "Литературная учеба" (1930—1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931—1933 гг. около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускается литературно-художественный альманах, создается серия "Библиотека поэта".
    Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). Известно, однако, что последние годы жизни писатель находился под жесткой "опекой" ГПУ. Загадочен и конец Горького: скончавшийся 18 июля 1936 г., писатель был вскоре объявлен жертвой "троцкистско-бухаринского" заговора. Сейчас версия об убийстве Горького (и об убийстве его сына Максима в мае 1934 г.) остается предметом дискуссии.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 380









 



  (c) портал "Культура России"